Итоги образовательного семинара по подготовке отраслевых кадров

24 марта 2017 года СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» при содействии Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского провело образовательный семинар по подготовке отраслевых кадров. Главный вопрос, который был вынесен на повестку дня — отраслевые профессиональные стандарты, их роль в подготовке кадров для предприятий отрасли.

Участники семинара — представители ВУЗов и ССУЗов, образовательные программы которых предусматривают подготовку специалистов для конгрессно-выставочной индустрии и индустрии гостеприимства, с одной стороны, и представители отрасли (организаторы и операторы выставочных, конгрессных и событийных мероприятий, общественные профессиональные ассоциации, союзы и объединения), с другой стороны.

Обсуждались самые животрепещущие вопросы. Что есть профессиональный стандарт? Какие профессиональные стандарты нужны сегодня отрасли? Что уже утверждено и что находится в стадии разработки? Достаточно ли отрасли тех стандартов, которые есть, или нужны дополнительно другие? Насколько велика разница между профессиональными и образовательными стандартами? И многое-многое другое.

Из выступлений участников семинара:

Студенты после получения диплома по отраслевой специальности (в сфере конгрессно-выставочной деятельности) помимо знаний в области конкретной специальности должны обладать значительно более широким спектром знаний: иметь общую экономическую подготовку, разбираться в основах геополитики, хорошо знать такие сферы, как реклама, маркетинг, PR, основы делового общения, разбираться в основах и уметь читать техническую документацию. Очевидно, что специалист в области выставочной деятельности должен быть широко эрудированным человеком, поскольку научно-промышленные выставки затрагивают все сферы народного хозяйства, в том числе инновационное производство, IT-технологии и т.п. Компания «Примэкспо» для получения готовых специалистов, готова всецело сотрудничать с образовательными учреждениями, делиться профессиональным опытом, давать возможность студентам проходить практику. (И.А.Любина, генеральный директор ООО «Примэкспо» в составе ITE).

После переезда компании «Экспофорум-Интернэшнл» на новую площадку руководство компании, как никто другой, столкнулось с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Идеально, если есть универсальный специалист, разбирающийся во всех спектрах конгрессно-выставочной деятельности. Однако сегодня это вряд ли возможно. Такими специалистами становятся только после многих лет практической работы в отрасли. Подготовка качественных специалистов – задача архиважная. Возможно, следует подумать о том, чтобы создать некий единый центр дополнительного образования для формирования полностью компетентных отраслевых специалистов. И здесь, безусловно, ВУЗы должны идти в одной связке с отраслью и ее представителями. Компания «Экспофорум» готова к такому диалогу (Е.В.Ублиева, коммерческий директор ООО «Экспофорум-Интернэшнл»).

Работая на отраслевом рынке более 11 лет, компания «Интерформ дизайн» (строительство и дизайн выставочных стендов) регулярно сталкивается с проблемой переобучения вузовских выпускников, несмотря на то, что большинство из них имеют великолепные дипломные работы в области архитектуры и дизайна. Но «нарисовать» обычный выставочный стенд, с элементами креативности — не могут. Поэтому приходится прикладывать значительные усилия для того, чтобы приспособить выпускника к решению функциональных задач компании: возить по выставкам, показывать, объяснять, делиться практическим опытом, на что, как правило, уходит не менее полугода. При этом, безусловно, многое зависит и от личных качеств специалиста. Выставочная отрасль – непростая сфера. И, конечно же, профессиональные стандарты в значительной степени могут значительно облегчить подготовку профильных специалистов высокого качества, в том числе и в сфере выставочного дизайна (А.И. Наровлянский, генеральный директор компании «Интерформ дизайн»).

От представителей отрасли выступили также И.П.Кирсанов, генеральный директор ВО «РЕСТЭК», Е.В. Дюкарева. вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, Б.Р. Асадов, председатель Ассоциации международного молодежного сотрудничества и туризма, Ю.С. Забнева. управляющая рестораном Арт-отель «Деметра», О.А. Романова, основатель и собственник Twin Cities Melburn (сеть хостелов).

От образовательных учреждений в обсуждении вопроса приняли участие: О.А. Бабанчикова, к.э.н., доцент, заведующая кафедрой туризма СПб государственного университета промышленных технологий и дизайна; Д.А. Карпов, к.э.н., доцент, руководитель дирекции конгрессно-выставочной деятельности СПб Политехнического университета Петра Великого; А.В. Мазуренко, к.э.н., заместитель директора гуманитарного института, факультет рекламы и связей с общественностью Политехнического университета Петра Великого; Н.А.Самсонов, заместитель директора по финансам и развитию учебного центра подготовки руководителей Высшей школы экономики; Г.А. Карпова, д.э.н., профессор, руководитель НОРЦ «Детско-юношеский туризм», СПб государственного экономического университета, вице-президент Национальной Академии туризма; заведующая кафедрой, М.С. Перевёрткина, к.п.н., руководитель методического Департамента АНО ДПО «Эго Транслейтинг Университет».

Участники семинара выразили общее мнение о полезности подобных обсуждений, о необходимости более тесного общения и налаживания коммуникаций между предприятиями отрасли и образовательными учреждениями. Образовательным учреждениям рекомендовано привлекать к учебному процессу специалистов-практиков из отрасли, многие из которых готовы подключиться к этому процессу на общественных началах. Представителям отрасли – более активно вносить предложения по актуализации учебных курсов, отражающих текущую ситуацию в отраслевой сфере, изыскивать возможность активного вовлечения студентов и дипломников в производственную практику на предприятиях отрасли.

Кроме того, принято решение обратиться к руководству Российского союза выставок и ярмарок в части активного продолжения работы в части разработки профессиональных стандартов.

В заключение следует отметить, что помимо основной задачи семинара – обсуждения вопроса подготовки профессиональных стандартов – Конгрессно-выставочным бюро участникам семинара была презентована одна из прекрасных дополнительных площадок для проведения деловых мероприятий – Центральная городская публичная библиотека имени В.В.Маяковского. Руководство библиотеки в лице заместителя директора по развитию Е.Г.Ахти, начальника управления информационно-библиографическими службами М.Н.Сухаревой, библиографа Е.В.Абрамовой организовали и провели для участников семинара интереснейшую экскурсию по особняку графини Карловой, мемориальной библиотеке князя Голицына, а также познакомили с архивом и современными возможностями библиотеки.

Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга искренне благодарит всех участников образовательного семинара, а также руководство Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского за сотрудничество и поддержку в области продвижения и развития конгрессно-выставочной деятельности.